Новосибирский государственный технический университет. Инновационная деятельность
ИТЦ НГТУ
+73833460291
fee@first.nstu.ru

630092
Новосибирск
пр.К.Маркса 20
I корп. 342

Центр развития инновационных компетенций «Инжиниринг» (ЦРИК)

    Центр развития инновационных компетенций «Инжиниринг» (ЦРИК) создан Приказом ректора от 27 мая 2007г. № 25-А по проекту «Создание центра инновационных компетенций в высшем учебном заведении Новосибирской области с приоритетным направлением подготовки и переподготовки кадров для инженерно-технических, конструкторских работ и инновационной деятельности» в рамках Региональной программы «Создание Центров развития инновационных компетенций в высших учебных заведениях Новосибирской области»
    Цель проекта по созданию ЦРИК в НГТУ:
  • Приоритетное развитие научно-исследовательского комплекса университета как основы его инновационной и образовательной деятельности;
  • Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда;
  • Оказание высококачественных услуг в системе непрерывного профессионального образования на базе новейших информационных и образовательных технологий;
  • Непрерывное повышение научно-педагогического потенциала сотрудников с целью кадрового обеспечения процессов инновационного развития университета
  • Гармоничное воспитание личности студента на основе принципов формирования глубоких морально-этических норм, высокого профессионализма и развития творческих способностей.
    ЦРИК проводит преимущественно межфакультетскую деятельность и встраивается в существующую инновационную инфраструктуру НГТУ.
    Функции образовательной деятельности ЦРИК выполняет Научно-образовательный центр социального предпринимательства Института дополнительного профессионального образования НГТУ.
    Инновационная и маркетинговая деятельность осуществляется подразделениями Инновационно - технологического центра НГТУ.
    Студенческий бизнес-инкубатор выступает в качестве площадки для отработки организационно-правовых, экономических, финансовых и иных механизмов развития инновационной деятельности в вузе и демонстрации результатов деятельности ЦРИК.
    Основные задачи ЦРИК «Инжиниринг»:
  • формирование условий для коммерциализации научных разработок студентов и аспирантов;
  • предоставление дополнительных возможностей студентам и аспирантам для участия в проведении НИОКР, направленных на создание продукции и технологий для наукоемкого бизнеса;
  • вовлечение студентов и аспирантов в инновационный процесс региона, создания, разработки и реализации наукоемкой продукции или технологий;
  • обучение студентов, аспирантов и молодых ученых вуза управлению малым инновационным предприятием
    Приоритетные направления ЦРИК «Инжиниринг» соответствуют многоотраслевой структуре вуза: автоматика, информационные технологии, радиоэлектроника, машиностроение, электромеханика, энергетика, экономика.ЦРИК предоставляет услуги в сфере:
  • Технологического аудита
  • Разработки дизайн-проектов
  • Подготовки научно-прикладных разработок к промышленному освоению (разработка конструкторской и технологической документации)
  • Организации и проведения тренингов/семинаров по вопросам инновационного
  • предпринимательства, научно-технической экспертизы, защите промышленной и интеллектуальной собственности, налогообложения, кредитования и инвестиций с выдачей по окончании сертификата установленного образца;
  • Разработки учебно-методической документации по вопросам инновационного бизнеса

19 октября 2007 г.
Лекция М.И. Ананич, начальника отдела высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области. Вступительное слово проректора по научной работе, д.т.н., профессора Вострецова А.Г.
Цель образовательного раздела проекта - разработка современных образовательных технологий и учебно-методического обеспечения в сфере инновационного предпринимательства на основе проблемно- и проектно-ориентированного обучения, обеспечивающего включение студентов в процессы научно-исследовательской и научно-производственной деятельности. Для чего разработаны две образовательные программы повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов:
А) «Развитие инновационных компетенций студентов при преподавании экономических дисциплин» (72 часа) – образовательная программа для преподавателей;
Б) «Развитие инновационных компетенций в сфере наукоемкого предпринимательства» (72 часа) - проектно-ориентированная образовательная программа для аспирантов и студентов.
    Ключевые инновационные компетенции, на формирование которых ориентирована образовательная программа для аспирантов и студентов:
  • развитие системного инновационного мировоззрения;
  • умение проводить стратегический и маркетинговый анализ;
  • умение проводить анализ возможностей применения инновации, включая методы технологического аудита;
  • умение проводить анализ барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки;
  • умение формировать стратегию коммерциализации инновации и ее продвижения;
  • владение методами проектного управления и бизнес-планирования;
  • умение применять теорию решения изобретательских задач;
  • знание правовых основ интеллектуальной собственности;
  • умение формировать команду;
  • способность эффективно работать в группах;
  • умение расставлять акценты и приоритеты;
  • инициативность, целеустремленность и стрессоустойчивость;
  • умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории;
  • владение навыками использования информационных технологий;
  • умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок;
  • владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических;
  • умение продвигать разработку на рынок.

Разработаны и изданы следующие учебно-методические пособия:
1. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности: учеб.-метод. пособия/ М.А. Кувшинова, Е.В. Киселёва, А.С. Лазарева. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2007. – 52 с.
2. Маркетинг и предпринимательская деятельность: метод. пособие/ М.А. Кувшинова, И.В. Герц, А.С. Попова. – Новосибирск: типография «ЮГУС», 2005. – 44 с.
3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учеб.-метод. пособия/ С.Н. Авдюнин. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2007. – 28 с.
4. Финансовая поддержка проектной деятельности: основы грантрайдинга: учеб.-метод. пособия/ Е.Б. Цой, А.М. Гущина, В.В. Некрасов. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2007. – 72 с.
5. Экспортный контроль: учеб.-метод. пособия/ В.Н. Булгаков, Ю.Н. Кучеренко, В.Н. Кучин. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2007. – 124 с.
    Участие в выставках, конференциях, школах-семинарах, организуемых и проводимых администрацией Новосибирской области в части поддержки инновационной деятельности.
    На Первой Сибирской венчурной ярмарке (28-29 июня 2007г.). представлены студенческие проекты, размещенные в студенческом бизнес-инкубаторе, и проекты инновационных компаний - ЗАО ЭПОС, ООО «КБ Автоэлектроники», ООО «Импульс», ЗАО «Эфес».
    На мероприятиях в рамках «Сибполитех’2007» (23-26 октября 2007г.), включая Третий Новосибирский Инновационно-инвестиционный форум, представлены проекты научных коллективов студенческого бизнес-инкубатора и отчетные материалы по данному проекту.
    В декабре 2007г. организовано проведение конференции по программе «У.М.Н.И.К». На участие в конференции и конкурсе подано 84 заявки от студентов, аспирантов, молодых ученых.
      Реализация пилотных инновационных проектов

    В результате выполнения проекта подготовлены условия для организации и проведения технологического аудита, а также оказания консалтинговых услуг по различным видам деятельности субъектов малого предпринимательства. Отобраны три проекта:
  • Программное обеспечение автоматизированной видеосистемы противопожарного мониторинга лесных массивов
  • Система контроля тепловых потерь в теплонесущих конструкциях и сооружениях на основе микросистемных сенсоров теплового потока
  • Механизмы внедрения автоматизированных систем цехового управления класса APS и MES в бизнес процессы отечественных промышленных предприятий.
    По состоянию на 1 декабря 2007г. по пилотным проектам проведены:
  • маркетинговые исследования
  • поиск партнерских контактов и продвижение инноваций,
  • выработка рекомендаций по коммерциализации
  • разработан дизайн рекламной продукции (и товарного знака),
  • изготовлена рекламная продукция (рекламные ролики и web-pages проектов и разработок
  • проведен патентный поиск и оформлены заявки на регистрацию товарного знака и полезной модели
Результаты:
    В целом, проведены работы в обеспечение:
  • формирования инновационной культуры в университете, повышения уровня учебного процесса за счет развития имеющихся и внедрения новых инновационных образовательных технологий, повышения квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного персонала кафедр и факультетов в процессе и их участия в деятельности ЦРИК
  • анализа востребованных на рынке научных направлений и технологий, развития системы коммерциализации разработок НГТУ, формировании организационных структур образовательного процесса: новые факультативные курсы, программы, методические пособия, монографии
  • привлечения студентов к самостоятельным научно-ориентированной и инновационной работе, формирования компетенций, развитие лидерских качеств у творческой молодежи, организации студенческих творческих коллективов в рамках факультативов, молодежных конструкторских бюро, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и др. развитие навыков личного и профессионального успеха.


©НГТУ, Инновационно-технологический центр, 2007-2012